Крайности визуального "растворения" структуры произведения

Отметим, что крайности визуального "растворения" структуры произведения зодчества не коснулись творчества Ф.-Л. Райта - родоначальника идеи пространственности. В его ранних произведениях система пространства всегда исходит от вещественно обозначенного центра - массивного камина, символа домашнего очага, а течение пространства направляется элементами, вещественность которых выявлена и подчеркнута. Райт любил вводить в интерьер естественные материалы - дерево, камень, кирпич с их грубоватой крупной фактурой, он стремился показать их текстурные свойства, прибегая к орнаменту. Орнамент у него не только организует поверхность, но и усиливает ощущение ее телесности, ее связи с массивом материала. Непрерывность, текучая пластичность ограждения стала доминирующей архитектурной темой последнего произведения Райта - музея Гуггенхейма в Нью-Йорке (1943-1959) с его центральным пространством, охваченным спиралью галереи-пандуса, образующей ограждение - снаружи, экспозиционную поверхность и подход к ней - внутри.

Поисками вещественности, телесности построек отмечен и период творчества Ле Корбюзье после 1945 года. Его почти неизменными средствами становятся так называемый "грубый бетон", сохраняющий следы опалубки на своей поверхности, и кирпичная кладка со слоем штукатурки, нанесенной набрызгом, с ее характерной живописностью. Бесхитростная пластика народных построек средиземноморских островов вдохновляла Ле Корбюзье в годы, когда он создал такие произведения, как "Лучезарный дом" в Марселе, капелла в Роншане, ансамбли Чандигарха (Индия).

Возрождение роли массы в архитектурной композиции стало стержневым направлением экспериментов в 1960-е годы. В работах Ээро Сааринена - таких, как аэровокзал фирмы TWA в Нью-Йоркском аэропорту имени Кеннеди (1962) - архитектура уже перерастала в "обитаемую скульптуру". Полуизобразительный символ - подобие взлетающей чайки - оказался первичным в замысле, подчиняя своей пластичности структуру сооружения. Луис Кан в своих произведениях соединял массивность объемов с возвращением к строгой определенности ограничения пространств, имеющих различное назначение. Массивность, тяжеловесность, иногда чисто бутафорская, стала одним из признаков стиля необруталистов; она соединилась с маньеристской изощренностью формы в работах американцев ф. Джонсона и П. Рудольфа.



  

Архитектурная студия
Санкт-Петербурга

Архитектурная студия
Санкт-Петербурга

  ©2010