Крайности визуального "растворения" структуры произведения
Отметим,
что крайности визуального "растворения" структуры
произведения зодчества не коснулись творчества Ф.-Л. Райта -
родоначальника идеи пространственности. В его ранних произведениях
система пространства всегда исходит от вещественно обозначенного
центра - массивного камина, символа домашнего очага, а течение
пространства направляется элементами, вещественность которых выявлена
и подчеркнута. Райт любил вводить в интерьер естественные материалы -
дерево, камень, кирпич с их грубоватой крупной фактурой, он стремился
показать их текстурные свойства, прибегая к орнаменту. Орнамент у
него не только организует поверхность, но и усиливает ощущение ее
телесности, ее связи с массивом материала. Непрерывность, текучая
пластичность ограждения стала доминирующей архитектурной темой
последнего произведения Райта - музея Гуггенхейма в Нью-Йорке
(1943-1959) с его центральным пространством, охваченным спиралью
галереи-пандуса, образующей ограждение - снаружи, экспозиционную
поверхность и подход к ней - внутри.
Поисками вещественности, телесности построек отмечен и период
творчества Ле Корбюзье после 1945 года. Его почти неизменными
средствами становятся так называемый "грубый бетон",
сохраняющий следы опалубки на своей поверхности, и кирпичная кладка
со слоем штукатурки, нанесенной набрызгом, с ее характерной
живописностью. Бесхитростная пластика народных построек
средиземноморских островов вдохновляла Ле Корбюзье в годы, когда он
создал такие произведения, как "Лучезарный дом" в
Марселе, капелла в Роншане, ансамбли Чандигарха (Индия).
Возрождение роли массы в архитектурной композиции стало стержневым
направлением экспериментов в 1960-е годы. В работах Ээро Сааринена -
таких, как аэровокзал фирмы TWA в Нью-Йоркском аэропорту имени
Кеннеди (1962) - архитектура уже перерастала в "обитаемую
скульптуру". Полуизобразительный символ - подобие взлетающей
чайки - оказался первичным в замысле, подчиняя своей пластичности
структуру сооружения. Луис Кан в своих произведениях соединял
массивность объемов с возвращением к строгой определенности
ограничения пространств, имеющих различное назначение. Массивность,
тяжеловесность, иногда чисто бутафорская, стала одним из признаков
стиля необруталистов; она соединилась с маньеристской изощренностью
формы в работах американцев ф. Джонсона и П. Рудольфа.
Архитектурная студия
Санкт-Петербурга